СП ГБОУ СОШ №4 (ДГ) г.Сызрани

Название статьи: «Создание развивающей предметно пространственной среды в ДОУ по изучению правил дорожного движения»

С введением ФГОС ДО должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной. Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

  Детский  травматизм в нашей стране в десятки сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует  перестать относится к обучению безопасному  поведению  ребенка на дорогах  как второстепенному  предмету. Формирование  основ безопасного поведения на дорогах  у детей  в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить  тяжелые последствия и возможности попадания его в ДТП. Вот почему с самого раннего возраста важно формировать основы безопасного поведения  на улицах, на дорогах, в транспорте.

В структурном подразделении организована работа по изучению основ  правил дорожного движения. Педагоги нашего  структурного подразделения считают, что соблюдение  правил  безопасности жизни должно стать для воспитанников осознанной необходимостью и поэтому  поставили  перед собой  цель  - формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице. Данная цель достигается за счет работы педагогов в направлениях: работа с детьми -   ознакомить с основными правилами безопасности на дорогах и улицах; работа с родителями - это родительские собрания, день открытых дверей, семинары практикумы, папки – раскладушки, совместные праздники; работа с педагогами – консультации, встречи  с сотрудниками ГИБДД, открытые занятия, дискуссии;работа с социумом –сотрудничество с ГИБДД, библиотека №13, ДК «Горизонт», ГБОУ СОШ № 4г.Сызрани.

  Методистом структурного подразделения  создана  электронная картотека с играми, занятиями, методическими разработками сценариев по ПДД.  Работа  по ознакомлению с правилами дорожного движения  проводится регулярно, систематически и основывается на комплексном подходе.

На территории структурного подразделения оборудована  площадка по ПДД, в течении года в групповых помещениях  обновляются уголки по безопасности, проводятся консультации для родителей и педагогов  с участием  сотрудников ГИБДД, в методическом кабинете создана мини библиотека Юный пешеход, которая содержит  художественную литературу для дошкольников, педагогов, а также материалы для проведения консультаций для родителей, наглядный материал.

В структурном подразделении имеется стенд по ПДД, уголок  безопасного пешехода, плакаты по ПДД в каждой возрастной группе, макеты по ПДД.

В группах представлено  много дидактических, настольно - печатных  игр, с помощью которых дети учатся узнавать и различать  дорожные знаки, режиссерские и сюжетно – ролевые, которые  помогают детям  на практике  осваивать  профессию «участника движения»; атрибутов  для ролевых игр, игр соревнований и специально  организованных форм работы, которые не только  приобретаются родителями, но и изготавливаются  воспитателями  и детьми из бумаги и картона, природного и бросового материала. В наших  группах ДОУ создана предметно-развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения: созданы центры ПДД. Центры ПДД наполнены разнообразным дидактическим и наглядным материалом.

В группах имеются:

• макеты «Улицы нашего города», «Улица рядом с домом»: напольные, настольные;

• визуальная наглядность - плакаты (в методическом кабинете),  «Мини город»  изготовлен педагогами и родителями воспитанников старшей группы• иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах и т. д. ;

• материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Строители дорог», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки, костюмы, атрибуты и т. п.) ;

• оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.) .Кроме того, педагогами групп изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры: «Светофор», «Машины едут по дороге», «Собери из частей целое», «Поезд» 1 младшая группа: «Зажги светофор», «Дорожная безопасность», «Дорожные знаки» 2 младшая группа № 4: «Внимание: дорога! », «Мы едем в автобусе», «У светофора» Средняя группа №2: «Большая прогулка», «Дорожные знаки»Старшая группа №1: «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено» Старшая группа №2: «Куда спрятался знак? », «Шагомеры», «Водители».

Книжные центры пополнены разнообразной познавательной и художественной литературой по обучению детей безопасному поведению на дороге, картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения, транспорте. В средней группе изготовлена картотека сказок о ПДД. В старшей группе  №2 в центре ПДД расположены маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад», изготовленные совместно родителями и детьми. В старших № 1 и №2 и подготовительных группах №1 и №2  структурного подразделения в оформлении группового пространства использованы детские творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности».В течении учебного года  и  период летней оздоровительной работы  с детьми проводятся  праздники,  развлечения с участием педагогов и родителей дошкольников «Путешествие в страну дорожных знаков», «Лучший пешеход», «Красный, желтый, зеленый» и тд.

Структурное подразделение оснащено современными средствами обучения: интерактивная доска, ЖК телевизор, проектор, мультимедийные средства. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Педагогический коллектив структурного подразделения использует современные  образовательные технологии – ИКТ. Инновации в работе  педагогов это использование  ИКТ при организации воспитательно – образовательного  процесса с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения. ИКТ используют как средство интерактивного обучения, которое  позволяет стимулировать  познавательную активность  детей  и эффективно  способствует  освоению новых знаний. Речь идет о созданных  педагогами  играх по ПДД, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях  с детьми.

Работа  педагогов  структурного подразделения  по организации изучения  правилами дорожного движения  неоднократно отличалась грамотами, сертификатами, дипломами: диплом Общероссийского конкурса «Практика образовательного  процесса инноваций и традиций в  реализации ФГОС ДО» выдан  воспитателю Паниной З.П. за разработку занятия «Знаем правила  движенья как таблицу  умноженья»; Диплом Общероссийского конкурса «Веселый светофорчик» - занятия по  правилам дорожного движения, методическая разработка «Учим играя: Школа  светофорных наук», выдан Паниной З.П.и тд.

Таким образом, развивающая предметно пространственная среда, создана в структурном подразделении, обеспечивает успешное освоение детьми правил дородного движения, способствует формированию навыков практического  применения и соблюдения  ими правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши и наша задача подготовить их  к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников  структурного подразделения  и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.

6 февраля 2015 в 18:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.